Примером несбыточности любых прогнозов служит Великобритания, которая на данный момент из всех стран Европы по количеству смертей от коронавируса идет по самому тяжелому - итальянскому пути, и вскоре выйдет в Европе на первое место
aallm / DepositPhotos
 
 
 
К 15 апреля там скончались в общей сложности 12107 человек из почти 95 тысяч инфицированных. Каждые сутки приносят сообщения о гибели 700-800 граждан. А пик эпидемии еще впереди, его ждут к 20-м числам апреля
ЕРБ ВОЗ

На 15 апреля в России зарегистрировано рекордное суточное количество зараженных COVID-19 - 3388 новых случаев. В ближайшие дни и даже недели это число будет увеличиваться. Грядущее нарастание заболевания подтвердили представитель Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Мелита Вуйнович, главный инфекционист Федерального медико-биологического агентства (ФБМА) Владимир Никифоров, вице-премьер Татьяна Голикова и еще многие эксперты. Потом ситуация может выйти на плато, то есть скачков уже не будет, и в течение примерно месяца суточное прибавление будут примерно одинаковое. Но на сколько все это растянется, неизвестно, из-за огромных пространств России. Прогнозировать количество смертей тоже невозможно.

Примером несбыточности любых прогнозов служит Великобритания, которая на данный момент из всех стран Европы по количеству смертей от коронавируса идет по самому тяжелому - итальянскому пути, и вскоре выйдет в Европе на первое место. К 15 апреля там скончались в общей сложности 12107 человек из почти 95 тысяч инфицированных. Каждые сутки приносят сообщения о гибели 700-800 граждан. А пик эпидемии еще впереди, его ждут к 20-м числам апреля. По прогнозам, с выходом на пик летальных исходов будет более 2000 в сутки, и к августу общее количество умерших в Великобритании может достичь 66 тысяч.

Каким образом одно из самых развитых государств мира становится страной, наиболее сильно пострадавшей от пандемии коронавируса в Европе?

Проблема не в особом "британском" штамме коронавируса, который мутировал на этом острове и теперь беспощадно убивает всех - и стариков, и молодых, и детей... Дело в том, что система здравоохранения Великобритании, как и многих других стран, оказалась не готовой к эпидемии: нет средств индивидуальной защиты медперсонала, врачи отказываются выезжать к больным, медицинские страховки оказались бесполезны, а какие-либо протоколы лечения просто отсутствуют - мешает бюрократия.

В стране пока протестированы только 16888 сотрудников Национальной службы здравоохранения Великобритании (NHS) и так называемых ключевых работников, которые вынуждены контактировать с больными. Но даже это малое исследование показало, что 5733 из них уже инфицированы COVID-19 - это 33%. Погибло 19 медиков, по официальной статистике.

Индивидуальных средств защиты остро не хватает. Во многих больницах по-прежнему дефицит масок, халатов и очков, пишет The Guardian. За последние шесть лет стратегические запасы средств индивидуальной защиты в Великобритании на случай пандемии сократились почти на 40%. При этом британское правительство трижды отказывалось от участия в общеевропейских схемах закупок масок, халатов и перчаток. А теперь страна рискует столкнуться с дефицитом врачей.

Медики открыто говорят о своих проблемах, используя возможности социальных сетей. "Мы становимся перед выбором - или позволить состоянию больных пациентов ухудшаться, или рисковать своим", - поясняет стоящую перед медиками дилемму медбрат Марк Бутройд.

По причине нехватки средств защиты Профсоюз медсестер Великобритании (RCN) рекомендовал всему персоналу медучреждений отказывать в помощи инфицированным больным в случае отсутствия необходимых СИЗ. NHS также разрешила медсестрам не оказывать помощь больным, если им не хватает средств защиты, сообщают "Вести". Медсестры начали увольняться.

Аналитики благотворительного фонда Wellcome Trust, который финансирует медицинско-биологические исследования, говорят о мрачном варианте развития пандемии. Как заявил глава фонда Джереми Фаррар, многие смерти вообще не включены в статистику, так как больные умирали дома в изоляции или в домах престарелых, и никаких тестов на COVID-19 им не проводилось, пишет The Daily Mail. Эксперт призвал к массовому тестированию населения, так как в противном случае Соединенное королевство ожидает новая вспышка смертности, а остановить эпидемию может только вакцинация, которую ждать еще около года.

Бывший региональный директор системы британского Минздрава профессор Джон Ашдон считает, что реально от коронавируса погибло намного больше людей, чем заявляет правительство, которое учитывает только тех, кто скончался в стенах больниц, забывая про тех, кого туда не привезли. "Общая цифра может быть в полтора, два раза выше. Если говорят десять, значит, надо понимать 20. Мне кажется, что в этой ситуации крайне важно знать правду. Мы должны иметь точные данные, чтобы понимать, что происходит", - подчеркивает Ашдон.

Особенно острая ситуация - в домах для престарелых. Управляющие и сиделки говорят, что в случае заражения у пожилых людей шансов на спасение нет. "Это большой дом престарелых, и все находятся вместе. Если кто-то один подхватит вирус, заболеют все", - констатирует сиделка Фрэнсис Хул.

Как пишет The Guardian, власти в списки умерших не включили минимум 1000 человек из домов престарелых. По данным газеты, коронавирус выявлен примерно в половине таких учреждений, где в общей сложности содержатся около 400 тысяч человек. Как пишет Sky News, судя по всему и эти данные занижены, так как статистика других европейских стран показала, что около половины из всех смертей от COVID-19 приходятся на дома престарелых и на тех, кто умирал дома в изоляции.

В Великобритании от общей дезорганизации системы здравоохранения страдают все пациенты, включая тех, кто приобрел частные медицинские страховки. Они теперь бесполезны - страховые компании предлагают обращаться к врачам онлайн. В Британии, в принципе, невозможно вызвать врача на дом, даже в "мирные" времена. Там в медицине все происходит не быстро, и дожидаться записи на прием можно очень и очень долго. УЗИ, флюорография, рентген, КТ и другие лабораторные и функциональные исследования назначают крайне редко и лишь тогда, когда проявления болезни явно видны.

Невозможно представить себе, что в Великобритании будут в обязательном порядке всех граждан с признаками ОРВИ обследовать на КТ для выявления признаков пневмонии, если нет никаких положительных тестов на коронавирус. В России это в данный момент делается повсеместно. Каждая поликлиника, где есть КТ, в обязательном порядке проводит компьютерную томографию граждан, чтобы выявить зараженных, у которых может и не быть температуры, не быть кашля или затрудненного дыхания. Только в Москве к 14 апреля заработали 45 амбулаторных КТ-центров на базе поликлиник. Они диагностируют всех пациентов с признаками обычного ОРВИ. Там проводятся также УЗИ и другие исследования для точного установления диагноза. Уже проведено более 5 тыс. КТ-исследований органов грудной клетки и в 27% случаев выявлены признаки вирусной пневмонии.

Все пациенты с подозрением на COVID-19, без подтверждения ПЦР-тестов госпитализируются в Москве, для этого работают более 30 "коронавирусных" стационаров.

В Великобритании в случае заражения коронавирусом сейчас можно пообщаться онлайн с семейным доктором. Можно вызвать неотложку. Но она приедет по вызову только в случае, если состояние пациента уже критическое и он при смерти. Поэтому британцам крайне трудно попасть в больницу и в случае подтвержденного заражения. Даже с уже развившейся пневмонией врачи рекомендуют оставаться дома. Забрать в госпиталь могут лишь тогда, когда пациента пора подключать к аппарату искусственной вентиляции легких (ИВЛ). Но даже в этом случае зараженного в палату интенсивной терапии могут и не принять, рассказывает Александр Хабаров, проживающий в Лондоне с 2009 года. Протоколов лечения или какой-либо поддерживающей терапии не предусмотрено.

Как отмечают другие россияне, живущие в Великобритании, в больницах там никаких экспериментальных средств на пациентах COVID+ не опробуют, а просто кладут под ИВЛ в надежде, что организм "выберется" сам.

"То, что происходит сейчас в Британии, поразительно. У многих моих знакомых в научных кругах просто отвисает челюсть. Статистика смертности в два раза больше, чем в Ирландии", - говорит иммунолог, профессор Люк О'Нил. Как пишет в своем Facebook проживающая более 20 лет в Лондоне Ольга Солоухина, "вчера, наконец, впервые стал употребляться термин - не смерти от короны, а смерти в госпиталях (hospital deaths). Наконец, с реальными цифрами выступил Тим Донован в новостях и отдельно, со всеми цифрами, глава статистического управления. Потому что если не уточнять, что 12 000 умерших только в больницах, то все, кто умер дома, по их же метафорическому выражению - "air brushed", иными словами стерты и забыты. Даже в статистику не вошли. Сегодня об этом напечатали почти все газеты", - пишет Ольга.

Описывая, что именно ждет зараженных коронавирусом в Англии, Ольга пишет, что крайне удивлена разницей в ситуации в России и в Великобритании: "Вы просто не понимаете своего счастья! Это все какие-то недостижимые мечты для нас, жителей Лондона, столицы европейского государства. Представьте на минуточку, что вы в Москве в квартире - лежите один, вы понимаете, что вы очень серьезно заболели у вас температура уже 2 недели, вы не можете подняться с постели, вам очень тяжело дышать, и вы одновременно знаете, что к вам никто из врачей не придет. Совсем. Никогда. Вам запрещено приехать в госпиталь, вам никто, ни за какие деньги не сделает КТ легких. Вы попросту - обречены и играете в самую страшную рулетку в своей жизни - задохнетесь ли вы и умрете мучительной смертью или ваш организм (без всякой медицинской помощи) вас вывезет. Единственно, что вы будете слышать по телефону, по автоответчику - СИДИТЕ дома. Вы будете просить, чтобы вам привезли антибиотики - на это вы будете слушать только записанное сообщение по телефону - сидите дома. Одни знакомый англичанин умолял привезти хотя бы парацетамол положить под дверь, ему врачи ничего не привезли, привезли соседи".

"Вам никто не поможет ни советом, ни лекарствами, ни рецептом. Потому что против этого вируса в Лондоне ничего не прописывают. Вообще ничего. Потому что весь этот протокол, применяемый уже во всем мире - не утвержден английским здравоохранением и поэтому короновирус не лечат в Англии ничем, - сообщает Солоухина. - ...Плаквенил с азитромицином? А на этой стадии надо подключать тоцилизумаб? Не слышали о таком. Не утверждено. Не согласовано. Вам, когда уже у вас фиброз легких, дадут подышать на ИВЛ и даже в этой ситуации не дадут ничего, просто, как они говорят с утра до вечера по новостям, вас повернут на живот и будут ждать - справится сам организм или нет. Отменена вся страховка. Я, например, платила за самую дорогую страховку 20 лет - ни за какие деньги я не смогу ничего сделать. Отменены все платные лечения".

"Отменены все химиотерапии, плановые операции, по телевизору показывали мать двух детей , у которой рак и она проходила курсы химеотерапии, они отменены, она теперь умрет к сентябрю. Таких историй множество, причем все эти факты рассказывают прямо с экрана и все больше случаев среди знакомых... Они собственного министра держали дома на парацетамоле, не проверяя даже насыщенность крови кислородом, доведя его до двустороннего воспаления легких. Они здесь - не знают, что делать... То есть, повторяю, чтобы дошло - в госпиталях - они не лечат, они просто принимают умереть. Давая последний шанс - попробовать подышать на аппарате, может, все-таки организм сам вывезет, но снимают раньше времени. Потому что и в этом нет никакого опыта...", - пишет Солоухина и заключает "в общем, люди, молитесь на нашу российскую медицину".

Этот пост, опубликованный 12 апреля, вызвал в России огромный резонанс и очень противоречивую реакцию. Одни стали утверждать, что это заказной, проплаченный материал, другие стали обвинять автора в "двуличии" - живет там и ругает... Поэтому 15 апреля Ольга Солоухина решила объяснить непонятливым, что "можно жить в стране и любить ее и одновременно объективно понимать, что вот этот путь, в частности, подход к лечению короновируса - выбран самый жестокий по отношению к своему населению. Этот путь основан и возможен здесь потому, что он базируется на основной национальной черте англичан - стоицизме. Они умеют и жить и умереть молча и с достоинством".

Сравнивая разный подход к лечению, в новом посте она пишет, что "у всех нас в России, у моих соотечественников, другая психология - навалимся, ухнем - у нас страна самоотреченного героизма. Принятия и исполнения решений. Врач не уйдет с работы, он будет там спать и спасать людей за свою мизерную зарплату, медсестра не покинет свой пост, если ей маску не дадут и так далее. У нас всегда человеческое душевное участие. Тебе дадут намного больше внимания, чем предписано. Счастье, что не успели "оптимизировать" все больницы... У нас спасают людей - самоотверженно, героически, творчески и во многом вопреки системе".

Но отразится ли такой разный подход к медицине на цифрах общего количества умерших в Великобритании и России - еще вопрос. Вопреки всему - здравому смыслу, собственным неимоверным усилиям, правительство Москвы, которое за последние недели создало абсолютно новый и работающий алгоритм медицинской помощи населению, за один день свело на нет все предыдущие меры изоляции - утром 15 апреля десятки тысяч москвичей собрались в очереди у входов в метро, чтобы перезаражать друг друга наиболее эффективно. Эти очереди, возникшие из-за введенной пропускной системы, обнулили усилия миллионов людей, добросовестно сидевших в самоизоляции по призыву властей. Теперь через неделю стоит ждать всплеска в количестве зараженных, а значит будут и смерти.